ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Abstract
В статье рассмотрены особенности формирования и развития государственно-частного партнерства в развитии национальной экономики. Определены направления инновационного развития. Выделены проблемы, требующие своего решения, для развития инновационной экономики.
В настоящее время в Узбекистане реализуется Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития страны до 2021 года. Данной Стратегией определено обеспечение сбалансированности и устойчивости национальной экономики, увеличение в ее структуре доли промышленности, сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства. Наряду с этим предусматривается проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, технического и технологического обновления производства, реализации проектов производственной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры [1].
Как видно, успешная реализация мероприятий предусмотренных в Стратегии действий потребует значительных инвестиций. Одним из путей привлечения инвестиций для решения задач, намеченных в Стратегии действий, является широкое использование государственно-частного партнерства (ГЧП). В общем случае ГЧП представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и государства, при котором достигается наибольшая эффективность достижения общественных интересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом создается отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетворения интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Поэтому механизм ГЧП может быть отнесен к инвестиционным механизмам.
ГЧП действительно является эффективным механизмом повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе привлечения значительных инвестиций для модернизации имеющихся и создания новых производственных мощностей, для освоения новейших технологий, в том числе и в управлении. В качестве важнейшего направления решения проблем создания и использования ГЧП как института модернизации
национальной экономики целесообразно разработать единый государственный подход, который должен лечь в основу государственной концепции развития ГЧП в Узбекистане.
В настоящее время в Узбекистане создана правовая основа для развития ГЧП. В частности, в 2018 году принято специальное Постановление Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по созданию правовой и институциональной базы развития государственно-частного партнерства» и 2019 году принят Закон «О государственно-частном партнерстве». То есть в стране созданы правовые и институциональные условия для формирования и развития ГЧП.
На наш взгляд, наиболее перспективными направлениями для реализации государственно-частного партнерства в Узбекистане являются: школьное и дошкольное образование, высшее образование, строительство жилых домов, строительство и эксплуатация автомобильных дорог, реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, система здравоохранения и социальных услуг. Основными инструментами реализации проектов ГЧП являются концессионные соглашения, особые экономические зоны создание технопарков и другие.
Вместе с тем, для эффективного развития ГЧП требуется обоюдное притяжение государства и частного сектора. Для Узбекистана концепция ГЧП является сравнительно новой, что предполагает наличия различных подходов по поводу самого ГЧП. Можно говорить о наличии двух направлений. Первый подход предполагает, что под ГЧП можно понимать любое взаимодействие бизнеса и государства, например, в виде поставки товаров для нужд министерств и ведомств. При втором подходе ГЧП рассматривается, прежде всего, как форма проектного финансирования. Данный подход наиболее близок к зарубежному пониманию и использованию концепции ГЧП.
По нашему мнению, именно второй подход наиболее адекватен для реализации Стратегии инновационного развития экономики Узбекистана. Принятие данной Стратегии вызывается тем, что стремительно развивающиеся все сферы общественной и государственной жизни Узбекистана требуют тесного сопровождения проводимых реформ на основе современных инновационных идей, разработок и технологий, обеспечивающих быстрый и качественный рывок страны в число 50 передовых стран мира [2]. При разработке и реализации современных стратегий инновационного развития важное значение отводится созданию организационно-правовых предпосылок для формирования партнерства, объединяющих в различных комбинациях частнопромышленные компании, университеты, правительственные ведомства и независимые научно-исследовательские лаборатории для совместного достижения конкретных научно-технологических результатов. В последние годы во многих развивающихся странах инвестиции частного сектора в инфраструктуру постоянно увеличиваются. Это обеспечивается участием бизнеса в совместных с государством инфраструктурных проектах, что приносит неплохие результаты. Благодаря
этому создаются условия для внедрения новых технологий, снижается бюджетная нагрузка, усиливается контроль за четкостью выполнения проектов [4]. На наш взгляд, национальная инновационная система должна быть представлена в виде системы взаимоотношений науки, промышленности и общества, когда инновации служат основой развития экономики. В то же время потребности инновационного развития, в свою очередь, во многом определяют и стимулируют важнейшие направления развития научной деятельности. В наиболее общем виде в структуру инновационной системы должны составлять различные взаимосвязанные организации, занятые производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В их число могут войти малые и крупные компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы, а также институты правового, финансового и социального характера, обеспечивающие инновационные процессы.
ГЧП может оказаться чрезвычайно эффективным в рамках реализации стратегии развития инновационного типа экономики. Подобная модель предполагает действенное освоение инноваций, новых технологий, видов продукции и ресурсов, а также осуществление организационно-институциональных проектов в сфере национального воспроизводства. Для Узбекистана потребность в придании экономике инновационных качеств вытекает из поставленной в вышеупомянутой Стратегии цели - вхождение Узбекистана к 2030 году в состав 50 передовых стран мира. Заявленная цель может быть в перспективе достигнута лишь за счет обеспечения должного уровня экономической свободы, создания равных условий конкурентоспособности, укрепления права собственности, а также эффективной интеграции власти, науки, образования и бизнеса [2].
Взятый Узбекистаном курс на инновационное развитие экономики требует формирования механизмов многостороннего взаимодействия органов государственной власти, бизнеса, научных и образовательных организаций. Это не простая задача, так как в настоящее время такого опыта не имеется.
По нашему мнению, для обеспечения комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности и расширения практики участия ГЧП в реализации инновационных проектов целесообразно провести большую организационную работу. Прежде всего, требуется всестороннее проработать вопросы разработки и реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Кроме того, целесообразно оценить эффективность развития ГЧП в инновационной и образовательной сферах.
Важно отметить, что на расширение масштабов и форм взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере влияет ряд факторов:
- во-первых, ГЧП предоставляет возможность вовлекать ресурсы частного сектора в процессы воспроизводства в отраслях и сферах, находящихся в собственности государства и региональных органов власти, а также
использовать частную предпринимательскую инициативу для эффективности расходования бюджетных средств;
- во-вторых, позволяет объединить усилия и ресурсы частного бизнеса и государства в рамках конкретных ГЧП-проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества.
Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что в перспективе можно в целом спрогнозировать рост масштабов, развитие и диверсификацию форм ГЧП. Частный бизнес заинтересован в максимизации прибыли от реализации инновационных проектов, так как, обладая экономической свободой в проектах, предоставляемой государством, частный сектор стремится к увеличению производительности труда и реализации инноваций [3].
По нашему мнению, бизнес, по сравнению с государственными институтами, обладает большей мобильностью, оперативностью принятия управленческих решений и способностью к генерации инноваций. Правительство, в свою очередь, может обеспечить более успешную реализацию ГЧП-проектов путем создания более стабильной нормативно-правовой базы, государственных гарантий, стимулирующего инновационное развитие налогообложения и других видов поддержки.
В свою очередь государство заинтересовано в развитии ГЧП проектов, так как государственный и региональный бюджеты получают дополнительный источник доходов за счет поступлений от арендных и концессионных платежей, а также в перераспределения части расходов по содержанию и инвестированию имущества на частный сектор [5].
В отличие от многих стран, уверенно ставших на путь инновационного развития, в Узбекистане инновационные проекты реализуются недостаточно активно. Следовательно, необходимо координировать усилия в части создания инновациннной инфраструктуры, развития инновационного предпринимательства, улучшения взаимдействия органов государствееной власти с существующими компонентами инновационной инфраструктуры, к числу которых относятся научно-исследовательские и образовательные центры, инфраструктура финансирования инноваций и инновационные компании. Основой для взаимодействия должны послужить механизмы ГЧП.
Опыт применения государственно-частного партнерства в научно-технологической и инновационной сферах в западноевропейских стран показывает, что данный механизм используется там, где государство и бизнес имеют взаимодополняющие интересы, но при этом не в состоянии действовать полностью самостоятельно и независимо друг от друга [6].
На практике чаще всего встречаются такие формы ГЧП, как совместное финансирование научно-исследовательских проектов на ранней стадии, когда стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации. В некоторых случаях происходит совместное финансирование ранних стадий коммерциализации путем создания совместных исследовательских центров в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности государства,
например в здравоохранении, охране окружающей среды и другие. Управление ГЧП достаточно сложное, поэтому с самого начала важно определить зоны ответственности государства и частного бизнеса и предусмотреть механизмы их пересмотра, не подвергающие существенному риску ни одну из сторон.
Важно иметь в виду, что для обеспечения инновационного развития национальной экономики требуется разработать комплекс стратегических приоритетов и направлений, предусматривающих инновационное развитие экономики. При выборе стратегического направления устанавливается роль государственно-частного партнерства в формировании инновационной экономики. То есть в этом случае следует выбрать такой путь развития экономики, который способен изменить траекторию воспроизводства с экстенсивного на интенсивный тип развития, базирующийся на внедрении в производство нововведений в области техники, технологии, организации труда и управления. Такой переход от нынешнего состояния на инновационный путь развития позволит эффективно освоить интеллектуальный капитал, который в совокупности с другими ресурсами способен творить, строить и создавать новые общественные ценности. При этом задачей науки является разработка новых технологий и внедрение их в производство, а роль государства состоит в создании необходимых условий, обеспечивающих развитие ГЧП в стране. Особая роль отводится также о системе образования, которая должна быть способна подготавливать конкурентоспособных специалистов, способных к созданию новаций, а государство и бизнес совместно должны создать все необходимые условия для осуществления этого процесса.
Учитывая недостаточный опыт применения ГЧП-проектов в Узбекистане, важно выделить проблемы, которые требуют своего решения. Проблемы государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития экономики вытекают из существующих объективных факторов и рисков использования ГЧП при реализации инновационных проектов. К числу этих проблем можно отнести следующие:
-во-первых, недостаточный опыт в осуществлении эффективного взаимодействия между государственным и частным бизнесом;
-во-вторых, несовершенство существующего законодательства в стране;
-в-третьих, отсутствие достаточного опыта в решении вопросов, связанных с предоставлением налоговых льгот организациям, вовлеченным в инновационную деятельность и реализующим объекты интеллектуальной собственности на внутреннем и рынке, и стимулированием потребителей наукоемкой продукции и другие.
По нашему мнению, в будущем научно-технологические инновации, осуществляемые в формате ГЧП в Узбекистане, должны быть направлены на формирование и реализацию новых высокотехнологичных производств, перспективных технологий и материалов. Что касается инноваций в образовании, то они должны быть направлены на формирование развитого, инновационно ориентированного и конкурентоспособного специалиста.
Как нам кажется, приоритетными направлениями ГЧП в Узбекистане являются перспективные инфраструктурные проекты в научно-
технологической и образовательной сферах, способные обеспечить инновационное развитие экономики. Важнейшим условием успешной реализации структурных преобразований и привлечения частных инвестиций в сферу науки и техники является проведение государством эффективной инновационной и научно-технической политики в части разработки нормативно-правовой базы, поддержки фундаментальных и прикладных исследований, освоения и распространения научных исследований с учетом стратегических, экономических и социальных интересов.
В Узбекистане все еще в недостаточно используется ценнейший потенциал использования механизмов государственно-частного партнерства, способного стать катализатором инновационного развития экономики, а также значительно повысить уровень социально-экономического развития страны. Существенной особенностью ГЧП является то, что оно создает дополнительную мотивацию для частных инвесторов в организации конкурентоспособного высокотехнологичного производства в различных регионах страны с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом.
Таким образом, для активного участия ГЧП в формирование и развитие инновационной экономики в Узбекистане требуется решить некоторые острые проблемы. К их числу, на наш взгляд, относятся следующие: во-первых, выделение целевых государственных инвестиций на формирование инновационных кластеров; во-вторых, в городах с высоким научно-техническим потенциалом создать центры инновационного развития; в-третьих, предоставить центрам налоговые и таможенные льготы; в-четвертых, в корне пересмотреть перечень специальностей в высших учебных заведениях с учетом подготовки специалистов, способных работать в центрах инновационного развития.
Литература:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02 2017 г. УП №4947 « О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 21.09.2018 г. «Стратегию инновационного развития Республики Узбекистан на 2019–2021 годы»
3. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
4. Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития экономики российских регионов // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Вып. 16: В 2 ч. Ч. 1.Экономика. Минск, 2014. С. 369–374.
5. Иголкина Л.М. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии экономики // Экономические науки. 2013. № 3. С. 49–52.
6. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.