ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В УЗБЕКИСТАНЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В УЗБЕКИСТАНЕ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

З.М. Алиева З.М. Алиева

Abstract

Инвестиции – это драйвер экономики, образно говоря, ее сердце. Во все отрасли и сферы, во все регионы с инвестициями приходят новые технологии, передовой опыт, высококвалифицированные специалисты, ускоренно развивается предпринимательство.
По предложению президента Шавката Мирзиёева, начатая в 2018 году работа для поднятия экономического потенциала на еще более высокий уровень, 2019 год назван – «Годом активных инвестиций и социального развития».
«….наша высшая цель – чтобы каждый человек в Узбекистане, независимо от его национальности, языка и религии, жил свободно, в мире и благополучии, был доволен своей жизнью», - отметил Шавкат Мирзиёев.
Глава государства обозначил масштабные планы и важные задачи в этом направлении.
Так, были приняты конкретные меры по созданию открытой экономики, коренному улучшению деловой среды и инвестиционного климата, сокращению государственного присутствия в экономике, на новом уровне будет продолжена работа по укреплению здоровья населения.
Узбекистан – это перекресток Центральной Азии, что создает благоприятные условия для развития регионального сотрудничества, участия в региональных и транснациональных проектах развития транспортных коридоров. Это зона свободной торговли со странами с СНГ.
По данным Госкоминвестиций в Узбекистан в 2019 году планируется привлечь свыше 4,1 миллиарда долларов иностранных инвестиций.
По итогам 2017 года объем освоения прямых иностранных инвестиций в другие отрасли экономики (без учета объема "Узбекнефтегаза") снизился более чем в 2 раза по сравнению с 2016 годом и составил 423 миллиона долларов, то по итогам 2018 года рост этого показателя (без учета объема "Узбекнефтегаза") ожидается более чем 4,2 раза до 1,7 миллиарда долларов, а в 2019 году – в 2 раза до 3,5 миллиарда долларов.
Таких показателей удалось достичь за счет реализации кардинальных мер, направленных на улучшение экономической ситуации в стране и либерализацию законодательства в сфере предпринимательской деятельности.
Подписано постановление Президента от 19.12.2018 г. «О мерах по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2019 год».
Документом утверждена Инвестиционная программа Республики Узбекистан на 2019 год. Она включает основные параметры капиталовложений, прогноз ввода объектов социальной, жилищной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также адресную программу ввода объектов и производственных мощностей.
Близость к обширным рынкам сбыта и развитая транспортная инфраструктура Узбекистана, интегрированная в мульти-модальную систему коммуникаций Евразии, предопределяют перспективность инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества. Иностранные компании, инвестируя в Узбекистан, получают возможность выхода на 5 крупнейших и наиболее динамично растущих рынков – это страны СНГ с рынком более 300 млн. человек, центральной и восточной Европы, южной и юго-восточной Азии, ближнего востока.
Выгодное географическое положение нашей Республики на пересечении всех торговых маршрутов между вышеуказанными регионами, развитая мультимодальная сеть, покрывающая рынки, находящиеся далеко за пределами Центральной Азии, в т.ч. восточной части ближнего востока, северной части Индии и западной части Китая, является важным конкурентным преимуществом, которое позволяет значительно сократить время и издержки доставки грузов транзитом через Узбекистан.
Сегодня в Республике Узбекистан созданы все условия для дальнейшего развития и увеличения транзитного потенциала. Осуществлено строительство новых железнодорожных и автомобильных магистралей внутри страны, реконструированы основные транзитные железнодорожные линии и автодороги международного значения, модернизированы международные аэропорты, созданы специализированные международные транспортные терминалы, разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база.
За минувший период в сфере внешней политики мы достигли значительных результатов в развитии дружеских и взаимовыгодных отношений с зарубежными государствами, в первую очередь с соседними странами. За последние несколько лет состоялся 21 визит на высшем уровне, проведены встречи с руководителями и представителями более 60 государств и международных организаций. В результате заключено свыше 400 соглашений, подписаны торговые и инвестиционные договоры в общей сложности почти на 60 миллиардов долларов США.
В целях своевременной реализации принятых документов разработаны 40 “дорожных карт”, которые выполняются совместно с нашими зарубежными партнерами. Узбекистан приступил к осуществлению принципа “Главный приоритет внешней политики Узбекистана – Центральная Азия”. В итоге в нашем регионе создана совершенно новая политическая атмосфера, укрепляются взаимосвязи, основанные на взаимном доверии и добрососедстве. Восстановлено сотрудничество с европейским банком реконструкции и развития, установлены партнерские связи с европейским инвестиционным банком. Динамичный характер приобретает взаимодействие со всемирным банком, международным валютным фондом, азиатским банком развития, исламским банком развития, азиатским банком инфраструктурных инвестиций. С этой целью открылся в сети интернет инвестиционный портал, обеспечивающий местных и зарубежных инвесторов необходимыми
статистическими данными и представляющий сведения о созданных в стране условиях для ведения бизнеса.
На основе зарубежного опыта для всех инвесторов создана бесплатная круглосуточная мобильная телефонная связь. Также предусмотрена система стимулирования зарубежных инвесторов, чтобы они не торопились вывести свой капитал и стремились к реинвестированию.
Повысилась активность хокимов, руководителей государственных органов и организаций в плане расширения сотрудничества с иностранными инвесторами, создания новых видов производства, рабочих мест. С этой целью Узбекистан продолжает расширять торгово-экономические связи с Центрально-азиатскими государствами и нашими крупными партнерами — Китаем, Россией, Южной Кореей, США, Турцией, странами европейского союза. В 2019 году особое внимание уделяется формированию надежных транспортных, в том числе транзитных, коридоров для поставок внешнеторговых грузов Узбекистана на крупнейшие рынки мира и региона. Стимулируются инициативы зарубежных и местных инвесторов по реализации конкретных логистических проектов. Для поддержки национальных грузоперевозчиков, созданы удобства для субъектов предпринимательства и предложен национальный логистический портал. В настоящее время одной из перспективных отраслей, приносящих высокий доход национальной экономике, является туризм. Узбекистан – страна с огромным туристическим потенциалом. Здесь расположено более 7,3 тысячи объектов культурного наследия, большое их число включено в соответствующий список ЮНЕСКО. Вместе с тем, используя возможности уникальной природы нашей страны, прекрасных зон отдыха, можно создать новые направления для развития туризма.
В нынешнем году было запланировано привлечение коммерческими банками нашей страны прямых кредитов зарубежных банков на общую сумму 740 миллионов долларов, а так же усилена работа по привлечению прямых иностранных кредитных ресурсов с низкими процентами и долгим сроком погашения.
Современный Узбекистан - это ведущее индустриальное государство в регионе Центральной Азии, обеспечивающий стабильность и экономическое развитие региона в целом. Среди преимуществ, которые предлагает современная экономика Узбекистана для иностранных компаний - политическая и макроэкономическая стабильность, благоприятные природно-климатические условия, гостеприимный и трудолюбивый народ и многие другие.
Из всех преимуществ ключевыми факторами успеха ведения бизнеса в Узбекистане являются: богатая сырьевая база; выгодное географическое расположение в центре крупнейших региональных рынков; интегрированная в сеть наземных и воздушных коммуникаций международного значения
транспортно-логистическая система; диверсифицированная индустриальная база и научно-интеллектуальный, кадровый потенциал республики.
В Республике Узбекистан отсутствуют какие-либо ограничения относительно формы вложения инвестиций. Иностранные инвесторы могут создавать на территории республики предприятия в любой, допускаемой законодательством, организационно-правовой форме.
Известно, что важное значение для иностранных инвесторов имеют трудовые ресурсы. Узбекистан, являющийся одним из наиболее густонаселенных и многонациональных государств мира, находящихся на пересечении путей между Западом и Востоком, исторически является местом концентрации ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений.
Инвестиционная программа в период модернизации страны будет способствовать дальнейшему активному социально-экономическому развитию Узбекистана и обеспечению стабильности его макроэкономических показателей. При этом, наряду с производственными проектами, предусматривает сравнительно большие объемы инвестиций и в развитие инфраструктуры. Это свидетельствует о том, что в правительстве имеется понимание того, что от эффективности и качества транспортной и инженерно-коммунальной инфраструктуры зависит успешность социально-экономического развития страны в целом. Более того, это позволит создать в Узбекистане необходимые условия и базу для процессов модернизации и технического перевооружения производств в будущем.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

How to Cite
З.М. Алиева, З. А. (2019). ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В УЗБЕКИСТАНЕ. Мамлакат иқтисодий хавфсизлигини таъминлашнинг устувор йўналишлари, 1(4), 4. Retrieved from https://ejournal.tsue.uz/index.php/iqtisodiy_xavfsizlik/article/view/83