ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Abstract
Важность проблемы занятости молодежи сложно переоценить. Молодежь - самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением. Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых групп, что связано с довольно низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда. К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести множество факторов. В первую очередь - отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса. Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным. Большую трудность составляют и психологические барьеры, часто не позволяющие обращаться за помощью в государственные учреждения служб занятости. Нельзя не сказать и о ситуации на рынках труда во многих субъектах страны, сталкивающихся с такой проблемой, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, другими словами, число свободных вакансий в разы меньше числа потенциальных работников. В этих условиях шансы трудоустроиться у молодого специалиста без опыта работы существенно снижаются. Нельзя забывать о части молодежи, не имеющей профессионального образования. В отдельную группу можно выделить лиц, не достигших совершеннолетия – они не имеют специальности, не ориентируются в ситуации на рынке труда, не знакомы с трудовым законодательством. Вопрос создания рабочих мест является важнейшей частью Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана на 2017-2021 годы. 33% населения Узбекистана составляют дети до 18 лет, 24% - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Восьмой национальной целью устойчивого развития Узбекистана предусматривается продвижение устойчивого и всестороннего сбалансированного роста посредством повышения производительности труда и обеспечения занятостью мужчин и женщин. Также предусматривается
существенное сокращение доли молодежи, находящейся вне сферы занятости, образования или профессиональной подготовки к 2020 году. Вопросы создания новых рабочих мест для молодежи и женщин особенно актуальна для Узбекистана, где две трети населения составляют молодые люди в возрасте до 30 лет и где ежегодно около 600 тысяч выпускников учебных заведений пополняют рынок труда. В качестве дополнения к этим усилиям, ПРООН совместно с Министерством занятости и трудовых отношений запускают проект «Содействие занятости молодежи в Узбекистане». Целью проекта является содействие занятости в Узбекистане, особенно среди молодежи (выпускников колледжей и университетов, молодых женщин и т.д.) посредством оказания помощи Правительству Узбекистан в реализации ряда инициатив в области рынка труда. Проект рассчитан на три года, в течении которых будет осуществлен ряд мероприятий по трем основным направлениям (компонентам): 1. Поддержка и содействие занятости молодежи посредством активной политики на рынке труда, особенно среди выпускников колледжей и университетов, молодых женщин, возвращающихся трудовых мигрантов и уязвимых групп; 2. Продвижение молодежного предпринимательства и бизнес-стартапов; 3. Расширение возможностей Министерства занятости и трудовых отношений для предоставления услуг по содействию занятости молодежи. Реализация проекта и его мероприятий предполагает тесное сотрудничество с широким кругом государственных организаций (министерств, ведомств, местных органов власти), неправительственных организаций (таких как, например, Торгово-промышленная палата, Федерация Профсоюзов), местных экспертов и аналитических центров, а также с международными и двусторонними донорами, которые в настоящее время оказывают поддержку Правительству Узбекистана в этой области. Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки. Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи . Способствовать правильному выбору будущей специальности должно профессиональное ориентирование школьников, определение склонностей к изучениям тех или иных дисциплин. Одна из эффективнейших мер - стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со
стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты. Необходимое условие стабилизации ситуации на молодежном рынке труда - формирование государственного заказа на обучение профессиям, востребованным в данный момент. Государственная поддержка, в том числе должна быть направлена на создание гибких графиков и режимов работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях. Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. В содействии такого рода крайне нуждаются молодые специалисты, плохо ориентирующиеся в трудовом законодательстве, не имеющие ни опыта работы, ни опыта общения с работодателем. Должна проводиться корректировка политики в сфере занятости, пересматриваться законодательная база, внедряться меры по введению дополнительных льгот для регионов с высоким уровнем безработицы среди молодежи. Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями. Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.